Ильгар Мамедов, основатель и член правления партии Республиканская альтернатива (REAL)
После победы в войне общественные дебаты о внешней политике в Азербайджане в значительной степени были подавлены. Речей много, но настоящего обсуждения уже нет.
Мы забыли, что одним из ключей к нашей победе стало продолжавшееся десятилетиями относительно открытое состязание идей о внешней политике. Смыслы, которые мы использовали, акценты, которые мы выбирали, и ответы, которые мы вырабатывали, были отточены, отполированы и закалены долгими дискуссиями в противостоянии различных точек зрения. А когда началась война, результат всего этого помог нам представить внутренней и международной аудиториям во многом схожую крепкую позицию в поддержку достойно сражающейся армии.
Теперь же, только один человек знает, что надо делать, как и когда. Отсюда и неудачи во внешней политике.
На прошлой неделе, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, президент Ильхам Алиев вновь сказал, что 10 ноября 2020 года ознаменовалось капитуляцией Армении. Он также назвал Зангезурский коридор одним из ключевых результатов недавнего вашингтонского саммита.
Однако три дня спустя, с той же трибуны ООН премьер-министр Армении Никол Пашинян отметил отсутствие связи между понятием “Зангезурский коридор” и вашингтонскими соглашениями – и добавил, что эта фраза никогда даже не существовала в армяно-азербайджанских переговорах или документах. Он предложил нам уточнить, что мы под ней подразумеваем. Пашинян повторил это утверждение несколько дней спустя в Страсбурге, вновь заявив, что не понимает, о чем говорит Азербайджан.
Капитуляция означает, что побежденная сторона принимает все условия победителя, вытекающие из причин и хода войны, и не выдвигает собственных условий. Но Пашинян теперь настаивает на том, что не было никакой капитуляции, а есть переговоры равных. Сначала он вынудил Баку отказаться от риторики о Западном Азербайджане, а теперь хочет, чтобы мы отказались от слов о Зангезурском коридоре. Что ещё мы должны будем сделать, чтобы он остался доволен? Если мы обязаны удовлетворять капитулянта, тогда что же такое капитуляция?
В нашей стране необходимо возобновить общественные обсуждения по вопросам внешней политики, то есть инакомыслие не должно подавляться. В противном случае стратегический и тактический регресс нашей дипломатии продолжится, и даже самые скромные послевоенные ожидания относительно возрождения прочных экономических и культурных связей в мирной региональной политической атмосфере, постепенно испарятся.