Обретение независимости Азербайджаном сопровождалось оккупацией территорий, угрозой гражданской войны и экономическим кризисом. Это влияло на процесс принятия решений и составилоограничительные рамки также и для внешнеэкономической деятельности.
Об этом, как передает Вести Баку, на своем Телеграм канале mneniyefm, написал председатель Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.
Далее в статье политолог полемизирует на упомянутую тему:
Азербайджан не стал членом таможенных союзов. Хотя предложения были:
– ЕС запустил программу Восточного партнерства, составной частью которого было подписание ассоциативного соглашения (АС) и DCFTA;
– Из России прилетали делегации с предложением о вступлении в ЕАЭС и ТС, однако безрезультатно…
Инициаторы (Брюссель и Москва) спотыкались о конфликт – так как не признавали факт оккупации. Азербайджан не вступил даже в ВТО, без этого говорить о возможном участии в таможенных союзах невозможно. Приоритет был отдан двусторонним отношениям и реализации стратегических проектов.
Просто представьте… Как бы Азербайджан вел активную политику, защищая свои интересы, во время44дневной войны и после, если бы был членом ЕАЭС или же подписантом АС с ЕС.
Конечно, такая политика имела и имеет свои издержки, особенно в период санкционных воин, когда малые страны заработали дивиденды от участия в едином таможенном пространстве с более крупным партнером, с огромным рынком. Это создает условия развития, однако ограничивает независимую внешнюю политику, а в случае стремления выхода из союзов может привести к конфликту.
Это относится, в первую очередь, к ненефтяномусектору экономики. Нефть и газ продаем и без специальных соглашений.
Утверждение мирной повестки с Арменией и перспектива углубления и расширения мира после парламентских выборов в Армении создают возможности для пересмотра внешнеэкономической деятельности и выхода из устоявшихся рамок.
Постараемся вкратце определить тренды и направления, которые прослеживаются в деятельности правительства Азербайджана.
Похоже, что Азербайджан все же намерен вступить в ВТО, но не будет вступать в таможенные союзы. Такой же позиции придерживаются несколько стран по соседству, с которыми возможно сформировать зону свободной торговли по определенным позициям.
Традиционно Азербайджан взаимодействовал на западном (энергетика) и северном (ненефтянойсектор) направлениях. Сейчас же актуализировались восточное (Центральная Азия, Китай) и южное(Ближний Восток) направления. Здесь важно сохранять традиционный баланс, и создавать безопасные маршруты взаимодействия – коридоры, исполняя не только транзитную функцию, но и участника производственной цепочки.
Вот уже более недели два министра правительства Азербайджана находятся в США и проводят встречи с представителями энергетического сектора и АйТигигантов. Министр экономики проводит вояжи по Ближнему Востоку, крепнут связи с Центральной Азией. Южное и восточное направления считаются наиболее перспективными, так как там нет таможенных союзов, стандартов и общих правил. Со странами возможно взаимодействовать на двусторонней основе и это надо делать! Сложно! Но надо!
Актуализировалась тема трудовой миграции азербайджанцев – тема для ближневосточного и европейского направления. Азербайджанцы России – тренд на возвращение будет только нарастать и правительство должно быть готовым по их привлечению в экономику страны.
2029-2030 годы. Это тот дедлайн, когда должны быть завершены новые инфраструктурные проекты мирного периода.
За прошедшие годы в Азербайджане прошли периоды монетарной стабильности (1 доллар за 78 гяпик) и приведения в порядок фискальной устойчивости. Пришло время экономической активности.
Рациональность, эффективность и экономическая активность могут и должны стать новыми трендами.
В ближайшие 2-3 года сформируются новые тренды в экономике, которые сформирует новый облик Азербайджана. Это не просто в условиях жесткой экономической, технологической и санкционной войны крупных игроков, однако Азербайджан должен выцарапать своё экономическое развитие. Пространство для этого есть и на внешнем периметре,и внутри страны.