Закрытые сухопутные границы продолжают наносить удар по экономике Азербайджана.
Как передает Вести Баку, об этом на своей Facebook странице написал экономист Натиг Джафарли.
Азербайджан формально учитывает каждого пересекающего границу как туриста. Даже при таком подходе официальная статистика ясно демонстрирует: длительное закрытие сухопутных границ обходится стране сотнями миллионов долларов и ухудшает международный имидж.
В последний «допандемийный» год, когда все переходы работали, – с января по октябрь 2019-го – страну посетили 2 млн 682,4 тыс. человек из 192 стран.
За тот же период в 2025 году, при закрытых наземных границах, приехали 2 млн 171,6 тыс. человек из 183 стран.
Разница составляет 510,8 тыс. туристов. Если учесть, что один путешественник тратит в среднем $400–500, Азербайджан недополучил почти $250 млн лишь за первые десять месяцев этого года.
Официальные данные также разбивают аргументы в пользу сохранения ограничений. В 2025 году:
-
76,3% иностранных гостей прибыли самолётом
-
22,4% – железнодорожным и автомобильным транспортом
-
1,3% – морским путём
Таким образом, примерно четверть приезжих – более полумиллиона человек – вошли в страну по сухопутным или морским маршрутам.
И здесь возникают вопросы.
Иностранцам выход из Азербайджана по сухопутным коридорам полностью разрешён – у государства нет юридического права блокировать их выезд.
Но как столь значительное число иностранных граждан смогло въехать в страну, если границы формально закрыты? Очевидно, речь идёт не только о водителях фур.
Если иностранцы могут попасть в Азербайджан по земле, почему азербайджанские граждане не могут тем же путём вернуться домой?
Например, гражданин Азербайджана может свободно улететь в Грузию, но не может затем въехать обратно в собственную страну по земле. Никаких чётких объяснений государство не предоставляет. Если ограничения связаны с пандемией, то почему гражданин не может вернуться домой с последующей проверкой? Если речь о безопасности – при чём здесь запрет на возвращение резидента?
Закрытые наземные границы – это не только прямые потери для туризма и малого бизнеса. Это удар по репутации страны, которая претендует на статус регионального хаба и открытого туристического направления.
Стратегическая цель – развитие туризма, транзитных услуг и международных потоков. Но поддерживать такую политику при заблокированных сухопутных переходах невозможно.
Эту проблему необходимо решать. Закрытые границы перестали быть временной мерой – и превратились в системную аномалию, которая стоит Азербайджану слишком дорого.